Основная цель данного пособия – помочь выпускникам подготовиться к экзамену, правильно спланировать свою работу по повторению и обобщению материала курса биологии. Для этого в пособие включены типовые задания разного типа и уровня сложности – контрольные измерительные материалы, которые используются на ЕГЭ в последние годы.
Как и в предыдущие годы, в текущем году главное назначение ЕГЭ -определение уровня биологической подготовки выпускников средней школы с целью их отбора для поступления в высшие учебные заведения. При этом учитываются требования новых образовательных стандартов, в которых ставится задача изменения подходов к контрольно-оценочной системе. В связи с этим в пособии предлагаются задания, проверяющие знания и умения, значимые для решения основных задач образования на данном этапе и необходимые для последующего обучения. К их числу следует отнести знания о живой природе, которые служат основой для формирования познавательных интересов и мотивов, интеллектуальных умений, эстетического отношения к живым объектам, научного мировоззрения, экологической, гигиенической, генетической грамотности, основ здорового образа жизни.
В работе также предлагаются задания практико-ориентированного характера, проверяющие умения решать биологические задачи на составление схем; родословных, на определение структуры нуклеиновых кислот, белков, а также оценивающие умения работать с изображением биологических объектов и процессов, с биологической информацией, определять неверные суждения и исправлять их.
С учётом требований новых образовательных стандартов (ФГОС) пособие уделяет большое внимание использованию заданий со свободно-конструируемым ответом, которые лучше всего проверяют освоение сложных видов деятельности, зафиксированных в планируемых результатах. К числу таких заданий следует отнести задания, в которых информация представляется в различной форме (в виде текста, таблицы, графиков), описывается реальная или приближенная к реальной ситуация.
ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы -контрольных измерительных материалов (КИМ), которые проверяют биологические знания за весь курс биологии с 5 по 11 классы. Содержание контрольных измерительных материалов, как и в предыдущие годы, охватывает все разделы курса биологии основной и средней школы. Объектом контроля служат эмпирические и теоретические знания по всем разделам курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология».
Предусматривается проверка не только важнейших теоретических закономерностей, общебиологических и фактологических знаний как основы формирования научной картины мира, экологической и генетической грамотности обучающихся, но и умений применять эти знания для обоснования норм и правил здорового образа жизни, поведения в природе, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность кон-tрольных измерительных материалов.
В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», в котором школьники знакомятся с биологическими закономерностями, проявляющимися на разных уровнях организации живой природы ( обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости и т.д.). При этом знания из основной школы о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека служат основой для конкретизации этих теоретических понятий. В экзаменационную работу также включены задания, контролирующие овладение обучающимися ключевыми компетенциями: эколого-природоохранными, здоровъесберегающими, информационными, практико-исследовательскими.
Коментарии (0)