Наличие умения оперировать знаниями является показателем того, что полученные знания стали осмысленными, что экзаменуемый понимает ту систему многоразличных связей, в которых существует тот или иной элемент знания, то или иное положение, понятие.
Понимание предполагает осуществление различных интеллектуальных действий, заложенных в подобных заданиях. В частности, речь идет о таких мыслительных операциях, как соотнесение обществоведческих знаний с социальными реалиями, их отражающими; оценивание различных суждений о социальных объектах с точки зрения общественных наук; анализ и классификация социальной информации, представленной в различных знаковых системах; распознавание понятий и их составляющих; соотнесение видовых понятий с родовыми и исключение лишнего и т. п.
Таким образом, знаний, усвоенных на формальном уровне или просто вызубренных, недостаточно. Значительную часть заданий ЕГЭ невозможно выполнить, если овладение учебным материалом соответствует лишь уровню научных представлений и, тем более, на основе обыденного, ненаучного знания. Заложенные в заданиях интеллектуальные действия должны отвечать усвоению знаний на теоретическом уровне, который обеспечивает возможность оперирования обществоведческими понятиями.
Коментарии (0)