Литература 10 класс 1 часть Лебедев, Просвещение

Категория Учебники
Дисциплина Литература
Метки 10 класс

Аннотация

Учебник создан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, по-новому внешне и внутренне оформлен. В учебнике впервые устанавливаются интегрированные связи между предметами «Литература» и «Русский язык» образовательной области «Филология». Задания и вопросы рубрики «Язык литературы» ориентированы на содержание учебника А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы».

Пример из учебника

При изучении литературы в 10 классе мы будем постигать этапы развития литературы. Определим в общих чертах предмет и задачи этой важной отрасли филологической науки. История литературы исследует законы движения и развития художественного слова от частных, индивидуально-авторских к общим, свойственным движению всего литературного процесса. Рассмотрим основные научные методы и приёмы, которыми пользуются историки литературы при изучении этих частных и общих законов.
Историка литературы интересует не только завершённое художественное произведение, но и сам процесс его создания -от возникновения замысла до его воплощения. По воспоминаниям, дневникам, письмам автора и его современников, по сохранившимся черновым и беловым рукописям (автографам) прослеживается путь работы писателя над произведением. Это позволяет более глубоко понять художественную индивидуальность писателя, выяснить факты культурной и общественной жизни, повлиявшие на творческий процесс. Изучение творческой истории открывает новые грани в содержании и форме литературного произведения, выявляет генетические связи его с современностью.

Содержание

От автора 3
Повторение изученного 6
Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века 7
Своеобразие становления реализма в русской литературе —
Национальное своеобразие русского реализма 9
Эволюция русского реализма 12
Русская литературная критика второй половины XIX века 16
Расстановка общественных сил в 1860-е годы 17
«Эстетическая критика» либеральных западников 23
«Реальная критика» революционеров-демократов 28
Общественная и литературно-критическая программа нигилистов 30
Литературно-критическая программа славянофилов 31
Литературно-критическая позиция почвенников 35
Иван Сергеевич Тургенев 41
Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева —
Общественные взгляды Тургенева 47
Детство 50
Юность 52
Молодость 53
«Записки охотника» 55
Повести «Муму» и «Постоялый двор» 59
Роман «Рудин» 60
Повести о трагическом смысле любви и природы 63
Роман «Дворянское гнездо» 65
Роман «Накануне». Разрыв с «Современником» 71
Роман «Отцы и дети» 77
Творческая история романа «Отцы и дети» —
Трагический характер конфликта в романе 82
Споры Базарова с Павлом Петровичем 85
Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание любовью 90
Мировоззренческий кризис Базарова 93
Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова 95
«Отцы и дети» в русской критике 98
Литературоведческий практикум «Отцы и дети» 101
Идейное бездорожье. «Дым» 104
Общественный подъём 1870-х годов. Роман «Новь» 107
Последние годы жизни Тургенева 109
Николай Гаврилович Чернышевский 113
Гражданская казнь —
Детские годы —
Саратовская духовная семинария 115
Петербургский университет 116
Саратовская гимназия 118
Подступы к новой эстетике 120
Роман «Что делать?» 123
Творческая история романа «Что делать?» —
Жанровое своеобразие романа 124
Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения 125
Диалоги с «проницательным читателем» —
Композиция романа —
Старые люди 126
Новые люди 127
«Особенный человек» 129
Четвёртый сон Веры Павловны 130
Каторга и ссылка. Роман «Пролог» 132
Иван Александрович Гончаров 135
О своеобразии художественного таланта И. А. Гончарова —
Роман «Обыкновенная история» 138
Цикл очерков «Фрегат „Паллада”» 142
Роман «Обломов» 144
Н.А.Добролюбов о романе 145
А.В.Дружинин о романе 146
Полнота и сложность характера Обломова 147
Андрей Штольц как антипод Обломова 150
Обломов и Ольга Ильинская 151
Историко-философский смысл романа 154
Литературоведческий практикум. «Обломов» 155
Творческая история романа «Обрыв» 158
Райский 161
Бабушка 164
Марфенька 165
Вера —
«Просветитель» Веры — нигилист Марк Волохов 166
Грехопадение Веры 168
Выход из «обрыва» 169
«Обрыв» в оценке русской критики 171
Александр Николаевич Островский 174
Художественный мир драматурга —
Детские и юношеские годы 178
Начало творческого пути 180
«Гроза» как русская трагедия 183
Творческая история «Грозы» —
«Состояние мира» и расстановка действующих лиц в «Грозе» 185
О народных истоках характера Катерины 190
Н.А.Добролюбов и А.А.Григорьев о «Грозе» 192
Катерина как трагический характер 195
Литературоведческий практикум. «Гроза» 198
Историческая драматургия Островского 200
Драматургия Островского конца 1860—1870-х годов 203
В мире сказки 207
Драма «Бесприданница» (1878) 208
Пьесы жизни 222
Фёдор Иванович Тютчев 226
Малая родина Тютчева —
Тютчев и поколение «любомудров» 229
Мир природы в поэзии Тютчева 231
Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития 233
Хаос и космос в лирике Тютчева —
Любовь в лирике Тютчева 235
Тютчев о причинах духовного кризиса современного человека 237
Поэтическое открытие русского космоса 238
Литературоведческий практикум. Любовная лирика Ф. И.Тютчева 244
Николай Алексеевич Некрасов 245
О народных истоках мироощущения Некрасова —
Детство и отрочество Некрасова 247
«Петербургские мытарства». Встреча с В. Г. Белинским.

Некрасов — журналист и издатель 256
Поэтический сборник Некрасова 1856 года 259
Некрасов о судьбах русской поэзии —
Народ в лирике Некрасова. Поэтическое «многоголосье» 261
Своеобразие сатирических стихов Некрасова 265
Поиск героя нового времени в поэме «Саша» 267
Своеобразие любовной лирики Некрасова 268
Поэзия Некрасова в преддверии реформы 1861 года 270
Первый пореформенный год. Поэма «Коробейники» 272
Период «трудного времени». Поэма «Мороз, Красный нос» 275
Лирика Некрасова 1860-х годов 281
Лирика Некрасова 1870-х годов 285
Историко-героические поэмы 287
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» 293
Творческая история «Кому на Руси жить хорошо».
Жанр и композиция поэмы-эпопеи —
Первоначальные представления странников о счастье 296
Перелом в направлении поисков 300
Яким Нагой 301
Ермил Гирин 302
Странники и помещик 303
Матрёна Тимофеевна 304
Савелий, богатырь святорусский 306
Народный мир в движении 308
Творческая история «Пира на весь мир» 310
Гриша Добросклонов 311
Литературоведческий практикум. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» 314
«Последние песни» 316
Афанасий Афанасьевич Фет 320
Стихи Фета о назначении поэзии 323
Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века 325
Характерные особенности лирики Фета 328
Метафоричность лирики Фета 330
Любовная лирика Фета 331
Природа в поэзии Фета 333
Эпитет в лирике Фета 336
Литературоведческий практикум. Лирика А. А. Фета 338
Алексей Константинович Толстой 339
Жизненный путь А.К.Толстого —
Лирика А. К. Толстого 343
Баллады и былины А.К.Толстого 350
Трилогия А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис» 354
Сатирические произведения А.К.Толстого 356
«Бесстрашный сказатель правды» 358
Литературоведческий практикум. Любовная лирика А. К.Толстого 360

Для комфортного и реалистичного чтения учебника в онлайн режиме, встроен простой и мощный 3D плагин. Вы можете скачать учебник в PDF формате по прямой ссылке.