Аннотация
 Пособие дополняет курс литературного чтения и учебники по литературному чтению авторов Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской и др.; направлено на формирование общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом; пробуждает интерес к чтению художественной литературы; способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
 В пособие включены занятия по формированию основных планируемых результатов по работе с текстом в 4-м классе. Основной планируемый результат по работе с текстом это умение анализировать художественное произведение (былина), научно-познавательные и учебные тексты, а также овладение умениями синтетического характера: подробный, краткий, выборочный, творческий пересказ; инсценирование (драматизация), выразительное чтение .
 
Пример из учебника
 Работа с текстом во время чтения.
 1. Словарная работа (объяснение и уточнение непонятных слов).
 2. Работа по анализу основных событий текста на основе структурной схемы: завязка — развитие действия — кульминация — развитие действия — развязка.
 3. Создание устной словесной иллюстрации или работа с иллюстрацией, представленной в тексте.
 4. Составление плана текста, озаглавливание частей текста, подготовка текста к различным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому).
 5. Подготовка к чтению по ролям (определение и характеристика героев, распределение ролей).
 6. Подготовка к выразительному чтению (определение авторских помет в тексте, слов, которые необходимо выделить, интонации чтения).
 Работа с текстом после чтения.
 1. Пересказ: подробный, краткий, выборочный.
 2. Чтение по ролям, инсценирование, драматизация.
 3. Выразительное чтение.
 Одним из творческих заданий по переработке текста может быть:
 • творческий пересказ (с изменением лица рассказчика, внесением изменений в текст, дополнением текста);
 • создание текста по аналогии (отбор содержания, необходимого для создания нового текста, определение героев и включение их в новую ситуацию).
 В пособии предлагается проанализировать под руководством учителя или самостоятельно (на основе вопросов) художественные, научно-познавательные и учебные тексты.
 В качестве обобщающей синтетической работы с текстом в 4-м классе предлагаются различные задания по пересказу и преобразованию текста.
 Планируемые результаты
 • пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
 • наблюдать, как поэт создаёт поэтическое высказывание, какие чувства при этом испытывает; какие слова помогают читателю это понять;
 • находить в произведениях средства художественной выразительности;
 • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
 
Содержание
 Анализ текста
 Учимся анализировать художественный и научно-познавательный текст 3
 Учимся анализировать текст былины 4
 Учимся сравнивать текст
 с репродукцией картины 16
 Учимся анализировать
 научно-познавательный текст 21
 Учимся анализировать учебный текст 27
 Пересказ текста
 Учимся пересказывать художественный текст подробно и кратко 34
 Учимся пересказывать текст выборочно и творчески 41
 Учимся подробно и кратко пересказывать научно-познавательный текст 56
 Творческая работа с текстом
 Учимся инсценировать художественный текст 65
 Учимся выразительно читать художественный текст 72
 Учимся создавать литературно-музыкальную композицию 77
 Методические рекомендации
 педагогам и родителям 92
 
 
Для комфортного и реалистичного чтения учебника в онлайн режиме, встроен простой и мощный 3D плагин. Вы можете скачать учебник в PDF формате по прямой ссылке.
Коментарии (0)