Аннотация
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе 2011 г. и учебнику под редакцией В. Я. Коровиной, переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе.
Пример из учебника
Виды учебной деятельности, включённые в уроки, со-ответствуют примерным программам для основного общего образования: осознанное беглое чтение; устные и письменные пересказы в сжатом и развёрнутом виде; овладение монологической и диалогической речью; выделение при-чинно-следственных связей; сравнение и сопоставление; выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); составление плана; использование для решения учебных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы; выполнение различных творческих работ; предъявление результатов своей работы, самоконтроль и оценка своей деятельности.
При подготовке к урокам учитель может рекомендовать пятиклассникам обращаться к «Краткому словарю литературоведческих терминов», помещённому в конце второй части учебника, а также использовать «Школьный словарь литературоведческих терминов» Л. В. Чернец, В. Б. Семёнова, В. А. Скибы (М.: «Просвещение», 2012) и «Словарь литературоведческих терминов» С. П. Белокуровой (СПб.: Паритет, 2007).
Пособие содержит указания на интернет-источники, которые могут быть использованы при создании презентаций и при подготовке учебных проектов. В целях информационной безопасности пятиклассников использование Интернета в учебных целях осуществляется с помощью учителя или родителей.
Содержание
Введение 3
Урок 1. Вступительный урок. Книга в жизни человека 5
Из произведений русского фольклора
Урок 2. Фольклор — коллективное устное народное творчество 8
Урок 3. Малые жанры фольклора 10
Урок 4. Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка 11
Урок 5. «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич 13
Урок 6. «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки 15
Урок 7. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания 17
Урок 8. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки 18
Урок 9. Сказки о животных. «Журавль и цапля» 20
Урок 10. Бытовые сказки. «Солдатская шинель» 21
Урок 11. Итоговый урок по теме «Русские народные сказки». Урок развития речи 22
Из древнерусской литературы
Урок 12. «Повесть временных лет» как литературный памятник 25
Урок 13. Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» 27
Из литературы XVIII века
Урок 14. М. В. Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. Урок внеклассного чтения 29
Урок 15. М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» 30
Из литературы XIX века
Урок 16. Жанр басни в мировой литературе. Урок внеклассного чтения 32
Урок 17. И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» 34
Урок 18. И. А. Крылов. «Волк на псарне» 36
Урок 19. И. А. Крылов. Басни. Урок развития речи 38
Урок 20. В. А. Жуковский. «Спящая царевна» 39
Урок 21. В. А. Жуковский. «Кубок» 42
Урок 22. А. С. Пушкин. «Няне» 44
Урок 23. А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» 45
Урок 24. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои 47
Урок 25. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. Урок развития речи 49
Урок 26. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки 55
Урок 27. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Урок развития речи 58
Уроки 28—29. Уроки текущего контроля .. 63
Урок 30. А. С. Пушкин. Сказки. Урок внеклассного чтения 65
Урок 31. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка 66
Урок 32. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение 69
Урок 33. М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения 71
Урок 34. М. Ю. Лермонтов. «Бородино»: проблематика и поэтика 74
Урок 35. М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. Урок внеклассного чтения 75
Урок 36. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место» 77
Урок 37. Н. В. Гоголь. «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести 80
Урок 38. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». Урок внеклассного чтения 82
Урок 39. П. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 85
Урок 40. П. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей 88
Урок 41. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Язык стихотворения 90
Урок 42. И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве 92
Урок 43. И. С. Тургенев. «Муму» как протест против рабства 95
Урок 44. И. С. Тургенев. «Муму»: система образов. . 97
Урок 45. И. С. Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Урок развития речи 99
Урок 46. А. А. Фет. Лирика. «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…». . 101
Урок 47. Л. П. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев 103
Урок 48. Л. П. Толстой. «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин 107
Урок 49. Л. П. Толстой. «Кавказский пленник». Урок развития речи 110
Уроки 50—51. Уроки текущего контроля .. 111
Урок 52. А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ 113
Урок 53. А. П. Чехов. «Хирургия». Урок развития речи 115
Урок 54. А. П. Чехов. Рассказы. Урок внеклассного чтения 117
Урок 55. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» 119
Урок 56. А. П. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок) 123
Урок 57. Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Урок развития речи 125
Из литературы XX века
Урок 58. И. А. Бунин. «Косцы» 127
Урок 59. И. А. Бунин. «Подснежник». Урок внеклассного чтения 130
Урок 60. В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети 135
Урок 61. В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция 137
Урок 62. В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела» 140
Урок 63. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Урок развития речи 143
Урок 64. С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» 145
Урок 65. П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы 149
Урок 66. П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы 151
Урок 67. К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои и их поступки 153
Урок 68. К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки 156
Урок 69. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Урок внеклассного чтения 159
Урок 70. С. Я. Маршак. Сказки для детей. Урок внеклассного чтения 161
Урок 71. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои 163
Урок 72. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа 165
Урок 73. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Урок развития речи 168
Урок 74. А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа 170
Урок 75. А. П. Платонов. «Никита»: быль и фантастика 172
Урок 76. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации 175
Урок 77. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя 176
Уроки 78—79. Уроки текущего контроля .. 179
Урок 80. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» 181
Урок 81. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…» 182
Урок 82. И. А. Бунин. «Помню —долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы» 184
Урок 83. Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня» 187
Урок 84. Саша Чёрный. «Кавказский пленник» 190
Урок 85. Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон» 192
Урок 86. Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение 195
Из зарубежной литературы
Урок 87. Р. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков 198
Урок 88. Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя 201
Урок 89. Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя 204
Урок 90. Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа 207
Урок 91. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика 209
Урок 92. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви 212
Урок 93. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?» 215
Урок 94. Х.-К. Андерсен. Сказки. Урок внеклассного чтения 220
Уроки 95—96. Х.-К. Андерсен. Сказки. Урок развития речи. У рок текущего контроля 223
Урок 97. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства 225
Урок 98. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев 228
Урок 99. «Приключения Тома Сойера» — любимая книга многих поколений читателей. Урок развития речи 230
Урок 100. Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? 232
Урок 101. Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя 235
Уроки 102—103. Уроки итогового контроля 237
Уроки 104—105. Литературный праздник. Путешествие по стране Литературии 5 класса 244
Для комфортного и реалистичного чтения учебника в онлайн режиме, встроен простой и мощный 3D плагин. Вы можете скачать учебник в PDF формате по прямой ссылке.
Коментарии (0)