История России 10 класс Данилов Брандт Горинов часть 2

Категория Учебники
Дисциплина История
Метки 10 класс

Аннотация

Учебник, выходящий в двух частях, знакомит учащихся с важнейшими событиями истории России с древнейших времён до конца XIX в. Авторы стремились показать целостную картину развития нашей страны, выявить причинно-следственные связи различных событий и процессов. Значительное место отведено истории культуры и быта.

Пример из учебника

Ещё во времена Смуты в Россию не только было привнесено много обычаев и внешних атрибутов, характерных для Западной Европы, но и проникали идеи перемен и заимствований европейского политического и военного опыта. При первых Романовых эта тенденция продолжалась. Иностранцев приглашали на службу военными специалистами и врачами, переводчиками и аптекарями. Модным становилось приглашение из-за рубежа воспитателей для детей знатных людей. Так, царских детей воспитывал и обучал Симеон Полоцкий, прибывший из Речи Посполитой.
Особое значение имели попытки преобразований, предпринятые А.Л. Ор­дин-Нащокиным, фаворитом царя Алексея Михайловича. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало постепенный переход к постоянно действующей армии. Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по западноевропейскому образцу, передав некоторые функции суда и управления выборным представителям посадского населения. Им была установлена первая в России почтовая связь.
Реформатором проявил себя князь В.В. Голицын, выступавший при царевне Софье в качестве канцлера -главы правительства. Постепенно менялось отношение к закону, велась борьба с коррупцией. Голицын выступал за отмену крепостного права, за передачу крестьянам земли, за перевод крестьян с барщины на оброк для развития свободного предпринимательства. Разрабатывались планы перевода русской армии на профессиональную основу. По предложению Голицына была отменена смертная казнь за критические высказывания о власти. При поддержке канцлера открыли Славяно-греко-латинское училище в Москве, обучение в котором было построено на западноевропейский манер.
В первые годы царствования Петра I его реформы носили порой случайный и противоречивый характер. Однако начавшаяся Северная война со Швецией потребовала от царя и от всей страны не только новых идей, но и ускоренной их реализации. В вышедшем вскоре после поражения под Нарвой манифесте «О вызове иностранцев в Россию» содержалась в самых общих чертах программа предстоящих реформ как в области экономики, торговли, так и в области перемен в государственном управлении, укреплении армии и внутренней безопасности, развитии образования и связей с Западной Европой.
Для комфортного и реалистичного чтения учебника в онлайн режиме, встроен простой и мощный 3D плагин. Вы можете скачать учебник в PDF формате по прямой ссылке.