Окружающий мир. 4 класс. Методические рекомендации. Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Соловьева А.Е.

Категория Учебники
Дисциплина Окружающий мир
Метки 4 класс

Аннотация

Вниманию учителя предлагаются методические рекомендации по курсу «Окружающий мир» для 4 класса, которые являются продолжением ранее вышедших в издательстве «Просвещение» аналогичных пособий для 1, 2 и 3 классов.
Напомним учителю цели, задачи и основополагающие идеи курса «Окружающий мир» в УМК «Школа России». Цели данного курса:
• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
• формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
• осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
• формирование модели здоровье-сберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
• формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

Пример из учебника

В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — её природа, история, экономика. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, её граждане, — как часть человечества. Именно поэтому курс открывается разделом «Земля и человечество», при изучении которого учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Дети приобретают первоначальные знания об астрономии и географии как науках, вносящих огромный вклад в формирование целостной картины мира, проводят доступные астрономические наблюдения, продолжают осваивать приёмы работы с географической картой как одним из важнейших источников информации о мире.
Важно отметить, что в данном разделе учащимся впервые предлагаются в систематизированном виде основополагающие сведения об истории как науке, исторических ист очниках, счёте лет в истории, исторической карте. (В предыдущих классах, начиная с 1 класса, обращения к историческому материалу были эпизодическими и носили пропедевтический характер.) В 4 классе новый ракурс приобретают и экологические знания: на основе полученных представлений о прошлом учащиеся в общих, наиболее существенных чертах прослеживают историю взаимоотношений человечества и природы, приобретают опыт анализа современных экологических проблем, их истоков и способов решения.

Содержание

Раздел I
Научно-методические основы курса и их реализация в
УМК для 4 класса 3
1.1. Основная концептуальная идея курса, его особенности и соответствие целям и задачам современного образования 3
1.2. Соответствие содержания курса требованиям ФГОС 7
Раздел II
Методические особенности УМК для 4 класса и работа с ним 25
2.1. Особенности новой структуры учебника 25
2.2. Работа с рубрикой «Наши проекты» в 4 классе . 26
2.3. Работа с рубрикой «Странички для любознательных» в 4 классе 28
2.4. Особенности других рубрик учебника 30
2.5. Состав УМК по курсу «Окружающий мир» для 4 класса 35
2.6. Структура и содержание урока: общие методические рекомендации 35
Раздел III
Календарно-тематическое планирование учебного материала для 3 класса 41
Раздел IV.
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) на конец обучения в 4 классе 44
Предметные результаты 44
Метапредметные результаты 46
Регулятивные 46
Познавательные 47
Коммуникативные 48
Личностные результаты 48
Раздел V
Поурочные разработки (примеры уроков) 51
Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие 51
Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга 55
Природные зоны России 59
Зона арктических пустынь 63
Жизнь луга 66
Экскурсии в природные сообщества родного края. Луг 69
Мир глазами историка 72
Начало истории человечества 75
Мир древности: далёкий и близкий 79
Жизнь древних славян 82
Страна городов 85
Трудные времена на Русской земле 88
Иван Третий 92
Мастера печатных дел 95
Патриоты России 98
Пётр Великий 101
Отечественная война 1812 года 104
Страницы истории XIX века 107
Россия вступает в XX век 111
Страницы истории 1920—1930-х годов 114
Славные символы России 117
Для комфортного и реалистичного чтения учебника в онлайн режиме, встроен простой и мощный 3D плагин. Вы можете скачать учебник в PDF формате по прямой ссылке.